Возбуждение уголовного дела за уклонение от уплаты налогов как шанс для собственника сохранить бизнес

13.07.2018
Возбуждение уголовного дела за уклонение от уплаты налогов как шанс для собственника сохранить бизнес

Заместитель председателя по региональному развитию МКА «МАГНЕТАР» Антон Шрейдер попытался доказать, что возбуждение уголовного дела дает больше шансов сохранить бизнес, чем спор с налоговым органом.

 Уголовное разбирательство лучше процедуры банкротства?

В последнее время с проблемами недоимок налогов и сборов все чаще сталкиваются организации, которые считали себя законопослушными в части соблюдения налогового законодательства. Это связано с совершенствованием методик проведения проверок самим налоговым органом. Введение в 2014 году Федеральной налоговой службой РФ новой системы автоматического контроля за уплатой налогов «АСК НДС-2» обязало представлять отчетность по НДС в электронном виде (декларация + книга покупок/продаж). Эти данные загружаются в базу данных налоговых органов, где автоматически обрабатываются, что позволяет налоговому органу видеть всю цепочку взаимоотношений с контрагентами от первичного поставщика до конечного потребителя, выявлять налоговые разрывы, другими словами — фиксировать неуплату НДС.

Добросовестный налогоплательщик становится заложником недобросовестности своего контрагента, причем не всегда прямого, то есть, если в цепочке контрагентов появляется недобросовестный налогоплательщик (с налоговыми разрывами или низкой налоговой нагрузкой), существует реальный риск того, что налоговый орган посчитает сделки в цепочке операций с участием такого контрагента фиктивными. Признание их мнимыми, совершенными для вида, без намерения создать соответствующие правовые последствия, влечет за собой то, что налоговая инспекция не примет соответствующую сумму налога к вычету и доначислит весьма существенные суммы налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет.

Перед руководителями и собственниками таких организаций встает вопрос, что делать в ситуации, когда у предприятия нет ресурсов уплатить недоимку. Вероятно, некоторые читатели скажут, что есть вариант инициировать процедуру банкротства. Возможно, в некоторых случаях это решение вполне приемлемо, ну а если речь идет о предприятии с именем (на формирование узнаваемости которого затрачены большие ресурсы), со значительным имущественным и производственным комплексом, с внушительным штатом высококвалифицированного персонала. Как сохранить все перечисленное при банкротстве? Позволю себе высказать предложение, которое на первый взгляд может показаться весьма авантюрным. Сохранению имени предприятия, имущественного комплекса и персонала может послужить возбуждение в отношение лица, ответственного за финансово-хозяйственную деятельность, уголовного дела за уклонение от уплаты налогов и сборов. Тут необходимо отметить, что выбор в пользу первого варианта — процедуры банкротства — не препятствует налоговому органу передать сообщение о совершенном налоговом правонарушении в правоохранительные органы, более того, действующим законодательством предусмотрена обязанность налоговых органов в определенных случаях направлять имеющиеся у них материалы в следственные органы.

В чем же, на мой взгляд, преимущество для собственника в случае возбуждения уголовного дела? Ответ сформулирую так: «Возбуждение уголовного дела за уклонение от уплаты налогов — шанс для собственника сохранить бизнес».

Итак, в компании прошла налоговая проверка, материалы переданы в следственные органы, суммы неуплаченных налогов достаточно для возбуждения уголовного дела, и оно возбуждено.

Важно еще раз обратить внимание, что речь идет не о задолженностях перед бюджетом, которые возникают с временными финансовыми трудностями предприятия (когда ведется бухгалтерский учет, все отражается в декларациях, сдается налоговая отчетность), но в силу обстоятельств предприятие имеет задолженность по налогам, а именно о недоимках, доначисленных в результате, например, сокрытия части доходов на основании фиктивных документов.

Итак, уголовное дело возбуждено, но причин для паники быть не должно. Все дело в том, что подходы к оценке правонарушений у налоговиков к правонарушениям и у правоохранительных органов к преступлениям сильно отличаются. И, как ни странно звучит, но в рамках предварительного следствия и вероятного дальнейшего судебного разбирательства по нему возможности у налогоплательщика защитить свои права и доказать свою невиновность значительно выше, чем при апелляционном обжаловании решений налогового органа или рассмотрении налогового спора в арбитражном суде. Это обусловлено разностью в предмете исследования и спецификой процессуальных правил доказывания в арбитражном суде и в судах общей юрисдикции при рассмотрении уголовных дел.

Осуществляя правосудие как свою исключительную функцию, суд во всех видах судопроизводства обязан предоставлять сторонам равные возможности для отстаивания своих позиций и потому не может принимать на себя выполнение их процессуальных функций (постановления Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1996 года N 19-П, от 14 февраля 2002 года N 4-П и от 5 февраля 2007 года N 2-П, Определение Конституционного Суда РФ от 13 июня 2002 года N 166-О).

Вместе с тем, предмет исследования в каждом из видов судопроизводства имеет свои особенности, исходя из которых определяются не только компетентный суд, но и специфика процессуальных правил доказывания по соответствующим делам, включая порядок представления и исследования доказательств, а также основания для освобождения от доказывания.

Согласно УПК РФ, бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения, при этом все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном данным Кодексом, толкуются в его пользу, и до полного опровержения его невиновности обвиняемый продолжает считаться невиновным.

В свою очередь, гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное законодательство исходит из того, что обстоятельства, на которые лицо, участвующее в деле, ссылается как на основание своих требований и возражений, должны быть доказаны самим этим лицом (ч.1 ст. 56 ГПК РФ, ч. 1 ст. 65 АПК РФ).

Как все понимают, доказывать арбитражному суду свою правоту в правильности исчисления и уплаты налогов и сборов, когда твой оппонент — уполномоченный государством орган в сфере налогообложения (в лице ФНС России), на практике представляется весьма затруднительным.

Какие же преимущества может извлечь налогоплательщик, доказывающий свою невиновность в ходе расследования уголовного дела, возбужденного за совершение налогового преступления?

При решении вопроса о возбуждении уголовного дела важным документом служит акт проверки налогового органа, но указанные в нем выводы нельзя считать окончательными, устанавливающими событие налогового преступления. Целесообразно проконсультироваться у специалистов по вопросам исчисления и уплаты налогов, которые, изучив решение налогового органа, обратят внимание на наличие наиболее распространенных недостатков, как то: не в полном объеме налоговым органом проведены мероприятия налогового контроля; нарушены методики проведения проверок и проверяющими неверно истолкованы положения налогового законодательства; неполно изложен механизм нарушения налогового законодательства налогоплательщиком; неполно исследованы документы, формирующие налоговую и бухгалтерскую отчетность налогоплательщика, из чего вытекает необоснованность выводов; расхождения в формулировках выявленных правонарушений с их формулировками в НК РФ.

Эти и другие недостатки в решениях налогового органа встречаются довольно часто, это обусловлено уже упомянутыми разными подходами к оценке доказательств в арбитражном и уголовном судопроизводстве. Налоговый орган, основываясь на том, что оспаривать его решение налогоплательщик пойдет в арбитражный суд, «пробежавшись по верхам», выявив возможность доначислений, в силу высокой загруженности на определенном этапе посчитал собранные доказательства достаточными. Однако при уголовном судопроизводстве указанных доказательств при наличии грамотно выстроенной позиции защиты для установления вины в совершении налогового преступления становится недостаточно.

На этапе расследования уголовного дела вызывающие сомнения выводы в решении налогового органа необходимо опровергать. Для этого необходимо ходатайствовать о полной проверке тех обстоятельств, которые не были установлены в мероприятиях налогового контроля и подтвердят добросовестность налогоплательщика, а затем ходатайствовать о назначении повторных или дополнительных экспертиз. Нередки случаи, когда налоговый орган умышленно не проводит ряд мероприятий, так как их результат будет нарушать целостно выстроенную им картину налогового правонарушения.

Расследование уголовных дел о налоговых преступлениях тесно связано с рассмотрением в арбитражном суде налоговых споров о признании недействительными решений налогового органа о привлечении к налоговой ответственности.

Взаимосвязь уголовного и арбитражного дела проявляется в значении выводов арбитражного суда для уголовного дела, а также результатов расследования для рассмотрения налогового спора в арбитражном суде.

Тут переходим к главной идее. Если при рассмотрении налогового спора в арбитражном суде представляются постановления следственных органов о возбуждении уголовного дела, привлечении к уголовной ответственности, прекращении уголовного дела, устанавливающие факты и правоотношения, обязательны ли такие постановления для арбитражного суда?

Согласно ч. 4 ст. 69 АПК РФ для арбитражного суда обязателен вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу в части установления факта, совершены ли определенные действия и если да, то кем. Следовательно, постановления следственных органов, в том числе и о прекращения уголовного преследования за совершение налогового преступления, не будут иметь преюдициальной силы и подлежат оценке судом наряду с другими доказательствами по спору.

Но, как уже отмечалось, следственный орган в случае прекращения уголовного дела укажет в постановлении о его прекращении все установленные обстоятельства и доказательства, исключающие вину в совершении налогового преступления, либо само событие налогового преступления. И таким образом налогоплательщик в арбитражном судопроизводстве получит существенную поддержу своих доводов о несовершении им налогового правонарушения, в котором его обвиняет налоговый орган. Добыть и представить суду доказательства, полученные в ходе расследования уголовного дела, налогоплательщик самостоятельно никак не сможет, а между тем они могут лечь в основу защиты в рамках судебного рассмотрения возражений по акту налоговой проверки.

Если к моменту завершения расследования или вынесения приговора по уголовному делу арбитражный суд уже вынес решение не в пользу налогоплательщика, то в соответствии со ст. 309 АПК РФ арбитражный суд может пересмотреть принятый им и вступивший в законную силу судебный акт по вновь открывшимся обстоятельствам при наличии оснований для этого, предусмотренных в ст. 311 АПК РФ.

В заключение необходимо подчеркнуть, что невозможно выработать единственно верный шаблон мер, которые следует предпринять налогоплательщику, не согласному с решением налогового органа о доначислении сумм налогов и сборов. Каждая конкретная ситуация индивидуальна, требует детального анализа материалов налоговой проверки специалистами в области налогового законодательства, которые должны в тесном взаимодействии с адвокатом выработать активную позицию защиты по возбужденному уголовному делу за уклонение от уплаты налогов и сборов. И только в этом случае можно с уверенностью сказать, что возбуждение уголовного дела за уклонение от уплаты налогов может быть шансом для собственника сохранить бизнес в случае доначисления налоговым органом непомерных сумм недоимок.
Do you need professional advice?