Президент РФ России продолжает судебную реформу, направленную на совершенствование системы российских судов: повышение открытости, доступности и прозрачности правосудия. В связи с этим глава государства на этой неделе внес на рассмотрение в Госдуму сразу три законопроекта.
На рассмотрение Государственной Думы поступили сразу 3 законопроекта, разработанных президентом России Владимиром Путиным и его командой:
- № 426094-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- № 426225-7 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс»;
- № 425945-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статьи 10 и 22 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации"».
Каждый из этих документов должен изменить определенную правовую норму, но вместе они направлены на реформирование и унифицирование судебной системы в России. Кроме того, поправки разработаны на основании рекомендаций КМСЕ 1994 года «О независимости, эффективности и роли судей». Рассмотрим предложения главы государства подробнее.
1. Сокращение полномочий председателей судовВладимир Путин предлагает уточнить полномочия председателей российских судов и избавить их от излишней загрузки. Если инициатива президента будет поддержана, председатели судов больше не будут утверждать кандидатуры на должность судьи. Для этого будет достаточно положительного решения квалификационной коллегии судей, направленного в адрес суда на имя председателя суда. В течение 20 дней после получения такого рекомендационного решения председатель суда должен будет внести кнадидатуру претендента на должность судьи в установленном порядке. Нововведение должно снизить зависимость судей от председателе. Ведь судьи не будут зависеть в своих назначениях от главы суда, где работают, а значит, смогут вершить правосудие без огладки на его мнение.
2. Новый порядок формирования судовВ законопроекте предложено использовать автоматизированную систему для формирования судов. Это значит, что состав судебной коллегии будет определять специальная компьютерная программа случайным образом. Тем самым будет полностью исключено влияние на судебный процесс любых лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства. Президент ожидает, что это позволит укрепить самостоятельность и независимость судей. В случае невозможности электронного распределения дел допускается «иной порядок», но он должен быть таким, чтобы не было влияния на формирование судебного состава заинтересованных в исходе дела лиц.
3. Обязательная аудиозапись судебных заседанийОдним из законопроектов предусмотрены поправки в Гражданский процессуальный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства, направленные на введение обязательной записи на аудионосители всех судебных заседаний по гражданским, административным и уголовным делам в судах первой и апелляционной инстанций. Аудиопротоколы судебного процесса будут храниться, и все желающие заинтересованные лица смогут с ними ознакомиться. Кроме того, в случае неполноты или неточности аудиозаписи законопроектом предусмотрена возможность подачи замечаний участниками процесса и их представителями в течение трех дней после подписания протокола судебного заседания.
Примечательно, что все российские юристы давно добиваются этой меры, жалуясь на частые проблемы с фальсификациями протоколов. Первоначально Совет по правам человека представил такие поправки в УПК РФ еще в 2016 году, но развитие они получили только сейчас.
При этом в большинстве судов давно есть специальные программы, позволяющие вести не аудиозапись, а аудиопротоколирование. Такие отпечатанные тексты с голоса используют сами судьи. Но они недоступны сторонам споров и не используются для проверки точности протоколов судебных заседаний. Участники процессов и их представители жалуются, что судьи даже не всегда удовлетворяют ходатайства об использовании аудиозаписи заседаний, хотя такие права у сторон есть и сейчас. Поправки президента должны это исправить.
4. У судей появятся официальные помощникиПрезидент предложил закрепить статус помощников судей в Гражданском процессуальном кодексе и Кодексе административного судопроизводства. До сих пор процессуальный статус помощника судьи был закреплен только в Арбитражном процессуальном кодексе РФ. Однако полномочия этой новой, по сути, должности будут прописаны сразу в трех процессуальных кодексах: УПК, ГПК и АПК. Эти корреспондирующие поправки, касающиеся процессуальных полномочий помощника судьи, связаны с необходимостью унифицировать процессуальное законодательство.
5. Новый вид дисциплинарной ответственности судейГлава государства предлагает ввести новую меру ответственности для судей — понижение квалификационного класса. Сам Владимир Путин говорил о необходимости расширить перечень дисциплинарных взысканий для судей еще в январе 2018 года. Понижение квалификационного класса предложено применять, если судья нарушает закон о статусе судей и Кодекс судейской этики. Эта мера станет вторичным видом наказания: ее можно будет применить в том случае, если судью ранее уже привлекали к другой мере ответственности. Квалификацию судьям собираются понижать только на 1 класс.
В случае получения такого взыскания судья сможет пройти повторную квалификационную аттестацию только по истечении срока, указанного при вынесении решения о привлечении к дисциплинарной ответственности. Автор идеи уверен, что понижение в квалификационном классе расширит полномочия коллегий судей и даст возможность им более точно и дифференцированно принимать решения о наказании судей за допущенные нарушения. Кроме того, это позволит лучше принимать во внимание все обстоятельства совершения нарушения и учитывать их повторения.
6. Предварительное заседание может стать основнымНу и наконец, заключительное предложение главы государства заключается в том, чтобы у судей появилось право переводить предварительное заседание в основное, если для этого отсутствуют препятствия. Эта возможность должна быть реализована в гражданском и административном судопроизводстве. Поправка направлена на сокращение сроков рассмотрения дел и разгрузку судей, которые получат возможность завершать процесс даже за одно заседание.
К рассмотрению президентских законопроектов Госдума приступит в ближайшее время, ведь инициативы главы государства у депутатов не залеживаются. Если поправки будут приняты, они начнут действовать с 1 января 2019 года.