Размышления на тему налогов, сборов и квот рыбохозяйственного комплекса

29.01.2018
В России достаточно много крупных и мелких рыбодобывающих и обрабатывающих предприятий, которые в основном находятся в частной собственности. Контроль за использованием биологических водных ресурсов осуществляется за счет особенностей налогообложения предприятий рыбной промышленности.

В настоящее время ни для одной отрасли в нашей стране не применяются индивидуальные налоги и сборы за исключением рыбной. В соответствии с гл. 25.1 НК РФ предприятия, осуществляющие пользование водными биологическими ресурсами, исчисляют и уплачивают в бюджет сбор за пользование водными биологическими ресурсами. Плательщиками сбора за пользование водными биологическими ресурсами в соответствии со ст. 333.1 НК РФ признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген. Вышеуказанный налоговый сбор делает платной добычу рыбы и морепродуктов. Поскольку в любом государстве, равно как и в Российской Федерации, пользование любыми ресурсами является платным, то и включение в налоговую систему Российской Федерации этого сбора является вполне правомерным.

В соответствии со ст. 333.3 НК РФ за каждый объект водных биологических ресурсов, в т. ч. Морских млекопитающих, устанавливается фиксированная стоимость за одну тонну. В зависимости от водного биоресурса размер сбора может меняться. Так, например, самая высокая ставка сбора установлена по добыче краба, она составляет от 8000 до 35000 рублей за тонну; угря – 10000 рублей; осетровых – 5500 рублей и т. д.

Между тем, нельзя не отметить, что для отдельной категории лиц действуют пониженные ставки. Так для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, а также для российских рыбохозяйственных организаций, в том числе рыболовецких артелей (колхозов), ставки устанавливаются в размере 15% от ставок сбора или 0 рублей, если организации осуществляют рыболовство в целях воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов или в научно-исследовательских и контрольных целях.

В целях совершенствования порядка применения налоговых режимов и взимания сборов в сфере рыбохозяйственного комплекса планируются поэтапная отмена льготы по уплате сбора за пользование объектами водных биоресурсов с 2019 года и установление ставки сбора за водные биоресурсы в размере 100% для организаций, осуществляющих промышленное и прибрежное рыболовство.

Однако прежде чем приступить к осуществлению предпринимательской деятельности, связанной с добычей (выловом) рыбы, морепродуктов и водных млекопитающих во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне России, необходимо получить разрешение на добычу (вылов) биологических ресурсов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.10.08 г. №775 «Об оформлении, выдаче, регистрации, приостановлении действия и аннулировании разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов».

В соответствии с п. 2 вышеназванного постановления правительства разрешение должны получить даже в случае организации любительского и спортивного рыболовства; рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации с предоставлением рыбопромыслового участка и т. д.

Как правило, размер квот устанавливается приказом Федерального агентства по рыболовству. В приказе указываются вид объекта биологического водного ресурса, а также пользователь (наименование и ИНН), объем и в какой акватории можно осуществлять добычу (вылов).

До 2019 года разрешено производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов в соответствии со ст. 7.1 закона от 20.12.2004 г. №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»
  • на судах рыбопромыслового флота при осуществлении промышленного рыболовства;
  • на территориях прибрежных субъектов Российской Федерации, добытых (выловленных) при осуществлении прибрежного рыболовства;
  • на территории любого субъекта Российской Федерации, добытых (выловленных) при осуществлении видов рыболовства.


В соответствии с законом от 03.07.2016 г. №349-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов» серьезные поправки были внесены и в ст.10.1 закона от 20.12.04 г. №166-ФЗ. Так, если с 1 октября 2016 года при осуществлении прибрежного рыболовства можно осуществлять предпринимательскую деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, приемке, обработке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов в определенные органами государственной власти прибрежных субъектов РФ места доставки на территориях этих субъектов, в том числе в морские порты Российской Федерации, а также перегрузку уловов водных биоресурсов и производство на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из водных биоресурсов, то начиная с 1 января 2019 года при осуществлении прибрежного рыболовства можно осуществлять деятельность только по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, транспортировке, хранению уловов водных биологических ресурсов, а также рыбной и иной продукции из водных биоресурсов, если ее производство на судах рыбопромыслового флота предусмотрено законом, и выгрузке уловов водных биоресурсов в живом, свежем или охлажденном виде в морские порты РФ и в иные места выгрузки, установленные законом.

Таким образом, внесение изменений в статью 10.1 и исключение статьи 7.1 закона от 20.12.04 №166-ФЗ может создать предпосылки для переориентации предприятий прибрежного промысла на осуществление промышленного рыболовства ввиду обеспечения конкурентных преимуществ последнего перед прибрежным рыболовством.


Цитата: Марина Данилюк:
«Начиная с 1 января 2019 года при осуществлении прибрежного рыболовства можно осуществлять деятельность только по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, транспортировке, хранению уловов водных биологических ресурсов, а также рыбной и иной продукции из водных биоресурсов, если ее производство на судах рыбопромыслового флота предусмотрено законом, и выгрузке уловов водных биоресурсов в живом, свежем или охлажденном виде в морские порты РФ и в иные места выгрузки, установленные законом».


В закон от 20.12.04 г. №166-ФЗ были внесены существенные поправки и изменения, которые касаются порядка распределения квот. Данные изменения вступят в силу с 1 января 2018 года. В этой связи постановлением правительства РФ от 18.11.17 г. №1399 были утверждены новые правила распределения между субъектами Российской Федерации квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних водных объектах для осуществления промышленного рыболовства. В этом случае квоты будут ежегодно распределяться Росрыболовством на основании предложений бассейновых научно-промысловых
советов, подготовленных с учетом рекомендаций подведомственных агентству рыбохозяйственных научно-исследовательских организаций и согласованных с соответствующими регионами.

В феврале 2017 года было скорректировано Положение о распределении общих допустимых уловов водных биоресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова).

Все новшества и поправки, вносимые в закон от 20.12.04 г. №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», направлены на увеличение порога освоения квот добычи, на определение квот на инвестиционные цели, на увеличение срока действия договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов. Так, срок действия договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов (ВБР) увеличен до 15 лет; до 20% квот добычи (вылова) ВБР теперь будут выделяться на инвестиционные цели. В данном случае планируется направить средства на закупку новых судов рыбопромыслового флота, построенных на российских верфях, и строительство объектов переработки ВБР. Кроме того, предусмотрено осуществление в течение двух лет юридическими лицами и ИП добычи (вылова) не менее 70% улова ВБР судами, находящимися в их собственности или используемыми на основании договора финансовой аренды (лизинга). Между тем, несмотря на то, что данные изменения и поправки направлены на совершенствование распределения квот, это может привести к ухудшению экономического положения конкретных рыбохозяйственных предприятий.

В настоящее время многие предприятия, артели, хозяйства и ИП, занятые в рыбопромышленной отрасли, работают на ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог). Порядок, условия, основания для применения ЕСХН регулируется гл. 26.1 НК РФ. Так, в соответствии с п. 2 ст. 346.2 сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются:
  • градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта, в т. ч. Сельскохозяйственные производственные кооперативы (включая рыболовецкие артели (колхозы);
  • рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели.


Кроме того, для этих организаций установлены условия по численности, по доходности и по принадлежности использования рыбопромыслового флота: численность работников не должна превышать 300 человек. В общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов за налоговый период должна составлять не менее 70%. Рыболовство должно осуществляться на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности или используемых на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).

В настоящее время все сельхозпроизводители, в т. ч. рыбохозяйственные комплексы, работающие на режиме ЕСХН, в соответствии со ст. 346.1 НК РФ освобождены от уплаты налога на прибыль, налога на имущество, а также не признаются налогоплательщиками НДС. В соответствии с законом от 27 ноября 2017 года №335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 145 НК РФ внесены судьбоносные поправки, которые серьезно изменят налоговую нагрузку организаций и ИП, работающих на режиме ЕСХН. В частности, сельхозпроизводители, работающие на режиме ЕСХН, в настоящее время не признаются налогоплательщиками НДС. Начиная с 01 января 2018 года для этих организаций и ИП установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, при условии, что указанные лица переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога и реализуют право, предусмотренное в одном и том же календарном году либо при условии, что за предшествующий налоговый период по единому сельскохозяйственному налогу сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета налога не превысила в совокупности: 100 млн рублей за 2018 год, 90 млн рублей за 2019 год, 80 млн рублей за 2020 год, 70 млн рублей за 2021 год, 60 млн рублей за 2022 год и последующие годы. При этом лица, использующие право на освобождение от уплаты НДС в соответствии с п. 3 ст. 145 НК РФ, должны предоставить в налоговый орган по месту своего учета соответствующее заявление, подтверждающее право на такое освобождение.

Организации и ИП, применяющие систему налогообложения для сельхозпроизводителей, воспользовавшиеся правом на освобождение от уплаты НДС, не вправе отказаться от права на освобождение от уплаты НДС в дальнейшем, за исключением случаев, когда такое право ими было утрачено. В случае утраты права на освобождение от уплаты НДС в бюджет такие организации и ИП не имеют права на повторное освобождение.

Стоит отметить, что те производители, которые работают на системе налогообложения для сельхозпроизводителей, при уплате НДС в бюджет смогут в соответствии со ст. 171 НК РФ принять к вычету суммы НДС на основании счетов-фактур, полученных от поставщиков товаров, работ, услуг. Однако, принимая во внимание тот факт, что у организаций и ИП, работающих в рыбохозяйственном комплексе, большая часть расходов не облагается НДС, к вычету из бюджета будет приниматься незначительная сумма НДС. Таким образом, налоговая нагрузка у организаций, работающих в рыбохозяйственном комплексе, может увеличиться до 10% от всей выручки.

Безусловно, что все вышеперечисленные изменения, касающиеся сборов, налогов, квот с 01 января 2018 года, приведут к росту налоговой нагрузки на организации и предпринимателей, работающих в сфере рыбохозяйственного комплекса, а также к росту себестоимости их продукции. Справятся они или нет с этой нагрузкой, покажет время, но сегодня понят-
но, что эти новшества коснутся не только предприятий и ИП, работающих в этой отрасли, но и нас, обычных потребителей рыбной продукции.

Генеральный директор ООО "МАГНЕТАР-АУДИТ" Данилюк М.Ю.

[attachment=20:Журнал Рыба#1(20)2018.pdf]
Do you need professional advice?