Попытки банков автоматизировать процессы выявления подозрительных операций клиентов привели к росту жалоб на массовые блокировки счетов из-за подозрений в нарушении антиотмывочного законодательства. Более 80% жалоб поступает в отношении Сбербанка, пишет «Коммерсант».
«Жалоб, действительно, стало намного больше, и около 80% всех обращений — от клиентов Сбербанка»
— подтвердил изданию собеседник в Росфинмониторинге. При этом он отметил, что работа с подобными жалобами не относится к полномочиям ведомства, и они перенаправляются в ЦБ.
В основном клиенты жалуются на три проблемы: блокировка карт при внесении или снятии крупных сумм либо переводах на счет клиента или третьему лицу. По слоВам клиентов, банк просит предоставить пояснения и копии документов, подтверждающие источник поступления денежных средств. Срок рассмотрения документов — два — пять рабочих дней, но после рассмотрения банк может принять отрицательное решение о разблокировке счета с формулировкой, что «документы не объясняют экономического смысла операций».
Согласно требованиям антиотмывочного закона (115-ФЗ), обязательному контролю подлежат операции на сумму от 600 тыс. рублей, но банк вправе приостановить или заблокировать трансакцию и на меньшую сумму при возникновении подозрений и запросить документы о происхождении средств или цель сделки.
Лидерство Сбербанка в количестве жалоб отчасти связано с его доминированием на рынке. Однако резкий рост жалоб эксперты связывают именно с автоматизацией процессов в банке.
«Рост жалоб клиентов Сбербанка напрямую связан с происходящей сейчас автоматизацией процессов комплаенс в банке и их централизацией»
— отмечает представитель АРБ Алексей Тимошкин.
«Мы поэтапно переводили контроль за операциями в центр комплаенса в Санкт-Петербурге, и сегодня проверка всех операций клиентов идет через него. Централизация и автоматизация процессов в разы снизила расходы на проверку трансакций, проходящих через банк»
— пояснила зампред Сбербанка Белла Златкис.
Происходит проверка так: специальная программа-робот сортирует операции по формальным подозрительным признакам и блокирует их.
«Это позволяет в разы увеличить качество комплаенс, но в итоге приводит и к значительному росту фактов блокировки счетов и карт добросовестных клиентов, чьи трансакции робот счел подозрительными по формальным признакам»
— указывает Алексей Тимошкин.
Проблему признают и в Сбербанке.
«Действительно, около 10% всех заблокированных трансакций и счетов разблокируется после предоставления документов или пояснений клиентов»
— отмечает Белла Златкис. В то же время отказаться от автоматизации банки не могут.
«Если перейдем на ручной режим, то для проверки операций нам понадобится неадекватное количество специалистов»
— указывает Златкис.
В перспективе с этой проблемой столкнутся и клиенты других банков, предупреждают участники рынка.
«По пути автоматизации идут и другие игроки, так что количество жалоб будет только нарастать»
— прогнозирует Тимошкин.