Власти проверят новый налог для самозанятых граждан экспериментальным путем

30.10.2018
Эксперты «АГ» отметили, что поправки направлены на увеличение бюджетных доходов за счет легализации «теневого» сектора экономики. По словам одного из них, неясными остаются вопросы о том, как будут проводиться налоговые проверки, и о порядке разграничения денежных поступлений на расчетный счет налогоплательщика. Другой эксперт полагает, что в настоящее время не существует эффективного инструмента для выявления самозанятых граждан. Третий эксперт отметила слишком незначительное количество регионов, участвующих в налоговом эксперименте по внедрению нового спецрежима.

25 октября в Госдуме прошел первое чтение пакет поправок, состоящих из трех законопроектов, которые направлены на введение нового налогового спецрежима «Налог на профессиональный доход». Поправки определяют порядок проведения соответствующего налогового эксперимента в ряде субъектов РФ, а также закрепляют указанный правовой институт в Налоговом кодексе.

Как следует из пояснительных записок, законопроекты разработаны во исполнение Указа Президента РФ о национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г. от 7 мая 2018 г. № 204. В целях создания благоприятных условий для самозанятых граждан вводится новый режим налогообложения, предусматривающий автоматическую передачу информации о продажах в налоговые органы РФ, освобождение от обязанности представлять отчетность, а также уплату единого платежа с выручки, включающего в себя страховые взносы.

Первый законопроект дополняет содержащийся в НК РФ перечень специальных налоговых режимов системой налогообложения в виде налога на профессиональный доход. В рамках спецрежима физлицо вправе осуществлять предпринимательскую деятельность не только без регистрации в качестве ИП, но и без применения контрольно-кассовой техники. Поправки также устанавливают особенности регистрации физлица в качестве ИП при утрате им права на применение указанного спецрежима. За нарушение порядка формирования и сроков передачи чека при применении данного спецрежима установлена налоговая ответственность.

В законодательство об ОМС РФ вводятся новые субъекты: страхователи и застрахованные лица – плательщики специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». Указанная категория налогоплательщиков для получения страховой пенсии вправе добровольно уплачивать взносы на ОПС в любом размере с ограничением максимального размера таких взносов.

Также законопроект закрепляет в НК РФ институт налогового эксперимента, в рамках которого на территории одного или нескольких субъектов РФ, муниципальных образований в течение определенного срока устанавливаются отдельные налоги, сборы, специальные налоговые режимы. За 6 месяцев до окончания эксперимента Правительство РФ обязано представлять в Госдуму РФ отчет об эффективности (неэффективности) указанного мероприятия с предложениями о его продлении или прекращении либо установлении соответствующего налога, сбора, специального налогового режима.

Второй законопроект посвящен проведению соответствующего эксперимента по внедрению налога на профессиональный доход в нескольких субъектах РФ (г. Москва, Московская и Калужская области, Республика Татарстан), который продлится до 31 декабря 2028 г.

Согласно документу плательщиками налога на профессиональный доход являются физлица, в том числе ИП, перешедшие на указанный спецрежим. Профессиональным доходом признается доход физлиц от деятельности, при которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, за исключением некоторых видов доходов. Обязанность по сдаче налоговой декларации в таком случае отсутствует.

Объект налогообложения составляют доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) с учетом установленных особенностей; денежное выражение дохода, полученного от такой реализации, является налоговой базой. Законопроект также устанавливает особый порядок учета чеков, выдаваемых при реализации товаров, работ и услуг. Закрепляется, что при таком режиме налоговый период равен календарному месяцу. Также установлен налоговый вычет, максимальный размер которого составляет 10 тыс. руб. Налоговая ставка составляет 4% при реализации товаров физлицам и 6% – при реализации ИП и юрлицам.

Третий законопроект вносит поправки в ст. 56 и 146 БК РФ, которыми устанавливаются правила и нормативы распределения бюджетных поступлений от налога на самозанятых граждан.

Адвокат, партнер юридической фирмы «Тиллинг Петерс» Екатерина Болдинова отметила, что Госдума рассматривает сейчас два основных законопроекта, которые призваны зафиксировать статус самозанятых граждан и предложить им адекватное налоговое бремя, стремясь вывести из тени тех, кто фактически работает «на себя», без статуса ИП.

«В настоящее время большинство репетиторов, кондитеров, профессиональных клинеров (горничных) и нянь работают, что называется, “в серую”: доход получают наличными или на карточку, никакие налоги в бюджет не уплачивают и могут даже официально числиться безработными. В условиях бюджетного дефицита такая ситуация не может устраивать государство, и поэтому оно регулярно делает попытки заставить таких самозанятых отчитываться о своих доходах», – пояснила эксперт.

Комментируя второй законопроект, адвокат отметила незначительное количество регионов, участвующих в налоговом эксперименте: «Почему в список городов для проведения эксперимента не попал Санкт-Петербург или иные города? Ведь даже при желании посмотреть, как будет работать налогообложение граждан налогом на профессиональный доход, выборка субъектов РФ получается слишком маленькой».

По мнению адвоката АП г. Москвы Василия Ваюкина, поправки являются попыткой улучшить собираемость налогов в период тяжелой экономической ситуации за счет такого огромного теневого сектора в российской экономике, как самозанятые граждане. «Легализацию самозанятых лиц логично проводить на фоне роста экономики и реальных доходов граждан, – отметил эксперт. – В этом случае у государства больше возможностей включения указанной группы в режим налогообложения. А сейчас работающие на себя не заинтересованы отдавать часть своих доходов государству».

По словам адвоката, серьезные опасения вызывает не сам факт введения налога на профессиональный доход для налогоплательщиков, а непонимание со стороны налоговых органов порядка осуществления контроля за правильностью исчисления и уплаты данного налога. В силу того что проект поправок не предусматривает каких-либо особенностей относительно проведения налоговых проверок, эксперт высказал предположение о том, что они будут проводиться в соответствии с общими нормами.

«Однако камеральные налоговые проверки проводятся налоговыми органами на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиками. В случае самозанятых граждан декларации в налоговый орган не представляются и, таким образом, остается неизвестным, как налоговые органы будут контролировать правильность исчисления налога», – пояснил он.

Также Василий Ваюкин отметил, что выездные налоговые проверки проводятся по месту жительства физического лица: «При этом нельзя забывать о конституционном праве граждан на неприкосновенность жилища. Таким образом, неясно, где конкретно налоговый орган будет проводить проверки, поэтому остается предположить, что они будут осуществляться на территории налогового органа».

Эксперт полагает, что если налогоплательщик не сможет обосновать факт получения денежных сумм, перечисленных на его расчетный счет, не относящихся к объекту налогообложения налогом на профессиональный доход, то с большей долей вероятности такие суммы будут отнесены к доходам налогоплательщика в рамках НДФЛ. Также он высказался против дифференциации налоговых ставок в зависимости от того, кому реализован товар или оказаны услуги.

Первый заместитель председателя МКА «МАГНЕТАР», адвокат, налоговый консультант Михаил Бегунов согласился с тем, что поправки направлены на легализацию «теневого» малого сектора экономики, а также на увеличение поступлений в бюджет субъектов РФ посредством установления льготного порядка налогообложения деятельности физлиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой.

«Льготный характер данного режима налогообложения обусловлен тем, что у физических лиц отсутствует обязанность по регистрации в налоговом органе в качестве ИП и сдаче налоговой отчетности, а процентная ставка по новому налогу существенно ниже ставки по НДФЛ. Однако, несмотря на упрощенный порядок применения нового режима налогообложения, данные факторы навряд ли смогут повлиять на недобросовестных налогоплательщиков, не удерживающих налог с полученных доходов, поскольку на текущий момент не существует эффективного инструмента для выявления данной категории налогоплательщиков», – отметил Михаил Бегунов.
01Related news
Do you need professional advice?