Налогообложение для сельхозпроизводителей в деталях

19.04.2018
В современных экономических условиях развитие аграрного сектора, в том числе мясной промышленности, является приоритетной задачей экономики. Одним из самых востребованных инструментов госрегулирования и поддержки указанной сферы во многих странах является возможность оптимизировать систему налогообложения в зависимости от характера и масштабов деятельности предприятия и стимулировать развитие бизнеса, работает ли такой механизм в России?
В статье подробно рассматриваются преимущества и недостатки трех режимов налогообложения для предприятий мясной промышленности.


Итак, одним из налоговых режимов для организаций мясной отрасли является режим единого сельскохозяйственного налога (далее – ЕСХН), который может применяться в случае отнесения организации к категории сельскохозяйственного товаропроизводителя. Эта категория устанавливается ст. 346.2 НК РФ и ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», где сельхозпроизводителями признаются организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство и реализацию сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку согласно перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации. Данные условия необходимо рассматривать в совокупности осуществляемых видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке сельхозпродукции. Дополнительным ограничением для применения ЕСХН является получение не менее 70% доли дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства.

В случае невыполнения указанных критериев, данный спецрежим для организации мясной промышленности неприменим. В этом случае выбор возможен только между упрощенной и общей системами налогообложения (далее, соответственно, УСН и ОСНО).
Рассмотрим плюсы и минусы каждого из вышеперечисленных видов налоговых режимов.

При относительной схожести порядка определения налоговой базы при ОСНО в сопоставлении с ЕСХН, налоговым законодательством предусмотрено значительное количество ограничений, не позволяющих применить ЕСХН для крупных организаций мясной отрасли, что автоматически делает неизбежным использование ими ОСНО. Однако это не свидетельствует о том, что сельхозпроизводители, работающие на общем режиме налогообложения, не имеют налоговых преференций. Так законом для них предусмотрена нулевая ставка по налогу на прибыль по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией, произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции. При этом для сельхозпроизводителей, применяющих ЕСХН, ставка составляет 6% с разницы между доходами и расходами и никаких понижающих ставок не предусмотрено.
Крестьянские (фермерские) хозяйства, предприятия и индивидуальные предприниматели агропромышленного комплекса вправе применять специальный налоговый режим в виде УСН. Если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка установлена в размере 6%. С 1 января 2016 г. законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6% в зависимости от категорий налогоплательщиков. Если же объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка установлена в размере 15%. При этом региональными властями могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Для сельхозпроизводителей, применяющих ЕСХН, равно как и для организаций, использующих УСН, предусмотрено освобождение от обязанности по уплате некоторых налогов:
  • налога на прибыль (за исключением налога, уплачиваемого с доходов по дивидендам и отдельным видам долговых обязательств);
  • налога на имущество;
  • налог на добавленную стоимость (далее - НДС), за исключением уплаты НДС при ввозе товаров на территорию РФ, а также при исполнении обязанности налогового агента.


В отношении налога на имущество согласно внесенным поправкам в п. 3 ст. 346.1 НК РФ, с 1 января 2018 налогоплательщики, применяющие ЕСХН, освобождаются от уплаты налога на имущество только в части имущества, которое используется в предпринимательской деятельности при производстве, переработке и реализации сельхозпродукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями. В случае применения УСН обязанность по уплате налога на имущество возникает только по объектам недвижимого имущества.

Можно резюмировать, что, исходя из норм законодательства, специальные налоговые режимы как для сельхозпроизводителей, использующих ЕСХН, так и для организаций мясной отрасли на УСН, не относящихся к категории сельхозпроизводителей, созданы в целях снижения налоговой нагрузки, поскольку отменяют обязанность по уплате определенных налогов. Однако фактически, ввиду отсутствия некоторых преимуществ, применяемых налогоплательщиками на общем режиме, а также наличия существенных ограничений по использованию ЕСХН и УСН, в настоящее время специальные налоговые режимы не достаточно стимулируют развитие аграрной мясной отрасли.

Так, для налогоплательщиков на спецрежимах НДС по приобретенным товарам (услугам), используемых в текущей деятельности учитывается в стоимости товаров (работ, услуг) и относится на затраты по производству и реализации и, в отличие от налогоплательщиков, находящихся на общем режиме, не возмещается из бюджета. Освобождение от уплаты НДС негативно сказывается на условиях сбыта мясной продукции, поскольку заготовительные и перерабатывающие предприятия, как правило применяющие ОСНО, не заинтересованы в поставщиках, не выставляющих счета-фактуры с выделенным НДС. Для сохранения потенциальных покупателей сельхозпроизводители, использующие ЕСХН, могут выставлять счета-фактуры с выделенной суммой НДС, однако право на применение вычетов при данном режиме отсутствует, что приводит к тому, что такие сельхозпроизводители становятся менее конкурентоспособными по сравнению с аналогичными организациями на общем режиме.
В то же время с 1 января 2019 организации, применяющие ЕСХН, будут уплачивать НДС в общеустановленном порядке, а значит, как и организации на общем режиме, будут иметь возможность принимать к вычету НДС по приобретенным товарам при соблюдении требований, предусмотренных налоговым законодательством. При этом для сельхозпроизводителей предусматривается возможность освобождения от исчисления и уплаты НДС при выполнении следующих условий: сумма дохода от реализации за предшествующий налоговый период, полученного в рамках данного режима без учета налога, не должна превышать в совокупности: 100 млн. руб. за 2018, 90 млн. руб. за 2019, 80 млн. руб. за 2020, 70 млн. руб. за 2021, 60 млн. руб. за 2022 и последующие годы.

При этом, вопрос о эффективности таких мер в целях повышения конкурентоспособности малых сельхозпроизводителей и предприятий мясной отрасли остается открытым.

Также к преимуществам общего налогового режима можно отнести право организации мясной отрасли применять пониженную ставки по НДС в размере 10% при реализации мясной продукции, кроме отнесенной к категории деликатесной, а в случае импорта или реализации на территории РФ племенных животных по перечню, указанному в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства от 20.10.2016 № 1069 (в редакции от 18.01.2017 № 23), для организаций мясной промышленности до 31.12.2020 предусмотрено право на освобождение от уплаты НДС при условии наличия документов, составленных в соответствии с требованиям Федерального закона от 03.08.1995 № 123-ФЗ «О племенном животноводстве», а именно: при ввозе продукции необходимо представить в таможенный орган разрешение о ввозе, при реализации – племенное свидетельство, которое подтверждает происхождение, продуктивность и иные качества племенных животных.

Таким образом, при возникновении у налогоплательщика мясной промышленности вопроса о выборе режима налогообложения, необходимо:
  • учесть масштабы ведения финансово-хозяйственной деятельности;
  • обеспечить выполнение критериев для применения спецрежимов;
  • учесть все преимущества льгот, установленных налоговым законодательством;
  • учесть возможности сбыта продукции при использовании спецрежима, не предусматривающего уплату НДС.


При этом важную роль для отсутствия предпосылок к включению организаций в план выездных налоговых проверок или к принятию мер по судебному взысканию задолженности по налогам и сборам играет прозрачность ведения финансово-хозяйственной деятельности, отсутствие схем по получению необоснованной налоговой выгоды по расчетам с организациями-«однодневками», просрочки налоговых платежей.

Так, наличие представленных налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Согласно сложившейся судебной практике налоговая выгода признается необоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности (невозможность осуществления операции с учетом времени, местонахождения имущества или объемом материальных ресурсов, трудовых ресурсов).

Необоснованно полученная налоговая выгода, так же, как и несвоевременная уплата налогов и сборов, могут привести к формированию существенной налоговой задолженности. При этом в последнее время налоговые органы осуществляют активную работу по взысканию такой задолженности не только в порядке исполнительного или искового производства, но и с применением инструментов, предоставленных им Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О (несостоятельности) банкротстве», что может повлечь для организации существенно более негативные последствия, связанные с приостановлением деятельности, потерей деловой репутации, распространением субсидиарной ответственности по долгам организации на ее руководителей и собственников.

[attachment=21:Журнал "мясная промышленность" 2018.pdf]

Сакович Александр Сергеевич
Председатель МКА "МАГНЕТАР";
Адвокат Адвокатской палаты г.Москвы;
Член Исполнительного Комитета Профсоюза адвокатов России;
Налоговый консультант.
01Related news
Do you need professional advice?