Основные направления на 2018 и 2019–2020 гг., в том числе «налоговой политики»

12.07.2017
На официальном сайте Комитета ГосДумы по бюджету и налогам 5 июля была размещена информация о парламентских слушаниях на тему «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политике» (см. стр. Комитета здесь). Кроме того, был размещен и сам текст проекта «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019-2020 гг.».

[attachment=17: Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018-2020гг.pdf]



Что касается существа «налоговой политики» не предстоящие годы, то вот несколько ключевых позиций:
  • «Основным инструментом бюджетной политики в этой сфере [имеется в виду налоги] является улучшение качества администрирования доходов бюджетной системы», что означает «создание системы администрирования, построенной на единой методологической и информационной основе, что обеспечит рост собираемости налогов и снижение административной нагрузки для добросовестного бизнеса». Иными словами, основой налогового контроля будет цифровой контроль за налогоплательщиками. Тут еще возникает вопрос, а кто будет делить налогоплательщиков и бизнес на «добросовестных» и «недобросовестных», и как это вообще можно делать, но это тема «отдельного плача»;
  • как считает Минфин, основной упор в налоговой политике ближайших лет необходимо сделать на «выведении экономики из тени» (такие идеи раскиданы по тексту «Основных направлений…» в нескольких местах). То есть налоги от теневого бизнеса – это главный резерв бюджетной системы?;
  • в документе очень расплывчато и очень осторожненько прописана «фискальная девальвация» – основная идея нынешней налоговой перенастройки (снизить страховые взносы, но повысить НДС). Якобы в связи с тем, что «экономика будет из тени выходить», увеличится и фискальная нагрузка на бизнес (ну, правильно), поэтому, что бы снизить отрицательный эффект – лучше понизить страховые взносы. По тексту это называется «создание дополнительного экономического стимула для обеления – путем изменения структуры налоговой нагрузки»;
  • Минфин вновь высказался о неналоговых платежах, в плане того, что они «обременительны» для бизнеса, а кроме того, что необходима «систематизация и законодательное закрепление их установления и взимания – своего рода кодекс неналоговых платежей».


Кроме вышеуказанных, документ содержит еще массу налоговых положений, посвященных и КИКам, и акцизам, и рассрочкам уплаты недоимок, и уточнению налогового платежа самими налоговиками, и об ЕСХН и др.
Можно было бы конечно подробно изучить этот документ и проанализировать его досконально, одно не надо забывать, что это только лишь проект, и документ должны обсудить еще и депутаты ГосДумы, и чиновники Правительства, и представители профильных ведомств, поэтому не исключено, что окончательный текст «Основных направлений…», в части налоговой тематики может существенно измениться.
Поэтому, думаем вернуться к этому вопросу после того, как Минфин представит Правительству окончательный вариант.
Do you need professional advice?